Образовательные стандарты и требования
Собственные образовательные программы организации отсутствуют
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к
дошкольному образованию.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования,
возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее -
Программа).
Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее
вместе - Организации).
Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными
представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного
образования.
1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации*(1) и
законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребенка*(2), в
основе которых заложены следующие основные принципы:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как
важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение)
детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что
происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему
периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы,
прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
1.3. В Стандарте учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и
состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые
образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том
числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
1.4. Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного
образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального…
09 .03.2 023 3 Система ГАРАНТ 3/21
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении
качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на
основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ
дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации
относительно уровня дошкольного образования.
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей
здоровья);
Информация об изменениях:
Подпункт 3 изменен с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. N
955
См. предыдущую редакцию
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в
рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность образовательных
программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и
миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования
предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных
форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности
с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального…
09 .03.2 023 3 Система ГАРАНТ 4/21
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей.
Информация об изменениях:
Пункт 1.7 изменен с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. N
955
См. предыдущую редакцию
1.7. Стандарт является основой для:
1) разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее -
федеральная программа)
3
;
2) разработки Программы;
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных
затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации
требованиям Стандарта;
5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного
профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и
необходимой коррекции нарушений их развития.
1.8. Стандарт включает в себя требования к:
структуре Программы и ее объему;
условиям реализации Программы;
результатам освоения Программы.
Информация об изменениях:
Пункт 1.9 изменен с 25 февраля 2019 г. - Приказ Минпросвещения России от 21 января 2019 г. N
31
См. предыдущую редакцию
1.9. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа
может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов
Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Реализация Программы
на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке как
родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся не должна осуществляться в ущерб получению образования на государственном
языке Российской Федерации.